В фонды Мемориального музея, были переданы уникальные экспонаты - генеральский мундир Григорькина Владимира Сергеевича, генерал-лейтенанта в отставке, бывшего начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны СССР, уроженца села Курилово Ромодановского района.
В 29 лет Владимир Сергеевич возглавил строительно-монтажное управление Министерства обороны СССР. За высокие показатели, достигнутые в строительстве объектов оборонного значения, управление было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Управление, которым руководил В.С.Григорькин, было признано лучшим в Вооруженных Силах, оно единственное, награжденное орденом Боевого Красного Знамени.
В 1979-1985 гг. Владимир Сергеевич Григорькин работал первым заместителем, начальником Главного управления специального строительства Министерства обороны СССР.
Настоящей гордостью отечественного строительства стали строительные комплексы системы «Энергия-Буран», в создании которых Григорькин В.С. принимал непосредственное участие.
Программа «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики: над ее осуществлением более 10 лет работало около 1200 организаций, в том числе и предприятия, ныне входящие в Ростех.
Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия», которая могла применяться для запуска и других космических аппаратов. Спуск корабля осуществлялся с помощью газодинамического и аэродинамического управления, в конце использовался тормозной парашют. Для посадки была доработана отдельная полоса на Байконуре и на двух запасных аэродромах в Приморье и в Крыму. Кроме того, в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе.
Осенью 1988 года состоялся первый полет уникальной космической системы: ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый корабль «Буран». Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме.
Стартовая масса «Бурана» - 105 тонн, общая длина – 36,4 метра, размах крыльев – около 24 метров, высота на стоянке – 16,6 метра. И ее приняла бетонная взлетно-посадочная полоса, построенная В.С. Григорькиным.
Комплектацию оборудования осуществляли 1250 заводов СССР, на создании стартового комплекса было сосредоточено 36 тысяч работающих. Аналогов взлетно-посадочной полосе, на возведении которой в огромных количествах укладывался бетон «М-600», в мире не было и до сих пор нет. Для приготовления бетона требовались совершенно чистые, определенных фракций, щебень и песок. Для их обработки и подготовки были построены огромные фабрики и заводы. Ежесуточно на Байконур прибывало около 500 вагонов с различными грузами, и их обработка велась круглосуточно. И всей этой хозяйственной махиной ведал генерал В.С.Григорькин. В те годы Владимир Сергеевич находился в командировках по 200 и более суток в году. Кроме стартового комплекса «Энергия-Буран» его главк возводил ракетные стартовые комплексы на всей территории СССР, в том числе в Капустин Яре, полигон в Семипалатинске, все командные пункты, создавал противоракетную и противовоздушную оборону, специальные объекты. …Считанные минуты – и колеса «Бурана» коснулись посадочной полосы длиной в 5 километров и шириной в 80 метров.
Владимир Сергеевич и теперь с гордостью рассказывает, что «Отклонение «Бурана» от осевой линии бетонки было всего 3,5 метра, а по длине пробега – всего 80 сантиметров».
Следующий запуск мог состояться уже в 1990 или 1991 году, но увы этому уже не суждено было случиться: в 1991 году работы по проекту были приостановлены, а 25 мая 1993 года — и вовсе полностью остановлены. Всего к началу 1992 года на проект «Энергия-Буран» за 16 лет было потрачено 16,4 миллиардов советских рублей (порядка 2 триллионов рублей в ценах 2016 года), а созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла запускать по кораблю раз в 2 недели! В «Буране» также было применено 400 новых изобретений.
Мы испытываем гордость, что наш земляк - Владимир Сергеевич Григорькин был среди тех, кто воплощал в жизнь уникальный, масштабный космический проект - программу «Энергия»-«Буран»! Он и многие другие, кто работал над «Бураном» живы, они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, когда-то в космос полетит новый «Буран».
И нам очень приятно, что Владимир Сергеевич никогда не забывал о Мордовии!