Мамин Уссам Абдрахимович родился 18 марта 1918 года в с. Кочетовка ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Предположительно в 1920–1930-е годы его семья переехала в г. Ленинград. В 1935 году он окончил 8 классов средней школы в г. Ленинград и уже 22 сентября (в 17 лет) добровольцем по специальному набору был направлен в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (далее Чкаловское военное авиационное училище) в г. Оренбург (с 1938 по 1957 годы назывался Чкалов). 11 декабря 1938 года У. А. Мамин окончил училище с присвоением звания лейтенант и был направлен в 12-й иап Киевского военного округа.

2 апреля 1940 года лейтенант У. А. Мамин был переведен на должность старшего диспетчера в 22-ю истребительную авиабригаду, а в октябре того же года на аналогичную должность 17-й авиационной дивизии Киевского Военного Округа. 25 января 1941 года лейтенант У. А. Мамин переведен командиром звена связи 36-й авиационной дивизии. В составе последней участвует с первых дней в боях Великой Отечественной войны.

В январе 1942 года лейтенант У. А. Мамин был направлен на курсы командиров звеньев в 13-й запасной истребительный авиаполк (г. Кузнецк Пензенской области). Там же к 9 сентября 1942 года лейтенант У. А. Мамин прошел обучение на истребитель ЯК-1 (по другим данным на ЯК-7б) и был назначен командиром звена 133-го иап, а с 12 октября в составе 133-го иап 266-й штурмовой авиационной дивизии убыл на Калининский фронт. 

2 декабря 1942 года лейтенант У. А. Мамин был назначен штурманом эскадрильи 133-го иап, а на следующий день не вернулся из боевого вылета вместе с ещё тремя летчиками полка. Предположительно был сбит в воздушном бою над территорией противника и выпрыгнул с парашютом. После чего смог пробраться к линии фронта и перейти ее. При этом 133-й иап в декабре 1942 года вновь убыл в тыл для пополнения летчиками и материальной частью.

16 марта 1943 года на аэродроме Чкаловская, в Подмосковье, делегацией Тувинской Народной Республики 133-му иап были переданы 10 истребителей ЯК-7б, построенные на средства народа Тувы. Истребитель ЯК-7б № 3746 с надписью «От тувинского народа» был вручен заместителю командира эскадрильи У.А. Маминым.

В июле 1943 года 133-й иап входит в состав 234-го иад Брянского фронта и с 7 июля участвует в боях на Курской дуге. В наградном листе на орден Красного Знамени сообщается, что 10 июля 1943 года штурман эскадрильи 133-го иап лейтенант У. А. Мамин, участвуя в воздушном бою с превосходящими силами противника, сбил 1 ФВ-190 и сам был подбит. У самолета тов. Мамина был отбит руль поворота. Умело маневрируя, вышел из боя и мужественно повел самолет на свой аэродром, благополучно произвел посадку. Однако, в боевой счет лейтенанту Мамину его не записали, но есть данные на лично сбитый им 19 июля 1943 года немецкий Ю-87, который упал в районе северо-западнее Бортовое.

Следующий успех летчику У.А. Мамину удалось добиться во время битвы за Днепр: 21.10.43 г. тов. Мамин, патрулируя во главе 4-ки ЯК-9Т в районе переправы увидел 12 Ю-87, идущих по направлению к переправе в сопровождении ФВ-190. Мамин дает команду по радио своим ведомым: атаковать немедленно Ю-87 и сам первым атаковал фашистских бомбардировщиков. В лобовой атаке сбил одного Ю-87 (в районе западнее Крупейки – авт.). Бомбардировщики не были допущены к нему и сбросили бомбы вне цели. Сопровождающие их ФВ-190, пытались атаковать, но все их атаки были отбиты. Приказом 16 ВА от 8 декабря 1943 года лейтенант У.А. Мамин был награжден орденом Красного Знамени за 39 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев, в которых сбил лично два немецких самолета.

Лейтенант У.А. Мамин «отметил» получение ордена Красного Знамени  еще одним немецким самолетом – 16 декабря 1943 года он сбил лично один немецкий истребитель ФВ-190 в районе севернее Мормаль.

3 января 1944 года У.А. Мамин был повышен до старшего лейтенанта, отметив новое звание 16 января уничтожением немецкого Ю-87 в районе Цидов.

Предположительно 24 марта 1944 году старший лейтенант У.А. Мамин был переведен командиром эскадрильи 233-го иап (утвержден в должности 10 июля) и переучился на истребитель ЯК-3. В июле 1944 г. за успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии его авиаполк получил почетное наименование Минского.

10 августа 1944 года У.А. Мамин был повышен до капитана, а с 23 августа 233-й иап совершает боевые вылеты с аэродрома у Желехува в интересах поддержки 1-й армии Войска Польского совместно с 1-й смешанной авиационной дивизией Войска Польского. Однако, успех в воздушных боях к капитану У.А. Мамину пришел только над территорией фашистской Германии. 21 марта 1945 года в составе группы 8 ЯК-3 вылетел на сопровождение 8 Ил-2 на фотографирование в район Мюнстенберг. В районе цели встретили 10 Ме-109 и 6 ФВ-190, не давая возможности вражеским истребителям напасть на штурмовиков, завязали с ними воздушный бой, в котором капитан Мамин сбил один ФВ-190, самолет горящим врезался в землю. Немецкий самолет упал в районе восточнее Цехин.

При этом с 10 января 1945 года ведомым капитана У.А. Мамина летал его родной брат Кассым (1922 г.р.), который когда 20.04.45 г. на них напали 6 ФВ-190 (…) не дал возможности  самолетам противника напасть на штурмовиков. 

За уничтожение трех немецких самолетов, а также выполнения 78 успешных боевых вылетов (27 вылетов на сопровождение Ил-2 и Пе-2, 24 вылета на прикрытие наземных войск, 7 вылетов на разведку войск противника и 20 вылетов на «свободную охоту») капитан У.А. Мамин был награжден орденом «Красное Знамя» приказом 16 ВА от 30 апреля 1945 года. Всего за годы Великой Отечественной войны капитан У.А. Мамин произвел 122 воздушных вылетов, провел 36 воздушных боев, в которых сбил 5 немецких самолетов.

После окончания Великой Отечественной войны капитан У.А. Мамин продолжат служить в 233-м иап, откуда был уволен в запас 22 апреля 1947 года. Вернувшись в город Ленинград (по другим данным в поселок Лисий Нос Ленинградской области – авт.), с января по сентябрь 1948 года проходил обучение на специальных курсах товароведов учебно-курсового комбината при Управлении промторговли. С сентября 1948 года до февраля 1952 года У.А. Мамин работает товароведом в магазине № 20 «Ленскупторга».

16 февраля 1952 года капитан У.А. Мамин добивается возвращения в ВВС Советской Армии и с 2 апреля назначен командиром пункта управления посадкой 121-го отдельного дивизиона радиообеспечения 76 ВА.

17 февраля 1953 года капитан У.А. Мамин был переведен на должность старшего штурмана – наводчика 81-й иад, а 11 апреля он был повышен до майора. 15 апреля 1954 года майор У.А. Мамин получает приказ о назначении офицером оперативно-разведывательного отделения штаба 185-й бад, но предположительно по причине состояния здоровья приказ был отменен и 8 июня он был вновь уволен в запас.

С декабря 1954 года У.А. Мамин работает заведующим скупочным магазином в системе Ленскупторга города Ленинграда, а с августа 1955 года – заведующим магазином № 31 Ленкомиссионторга. В 1994 году отважный летчик ушел из жизни и был похоронен на татарском участке Волковского кладбища г. Санкт-Петербург вместе со своими родителями и супругой брата.

 

И. А. Черняев – научный сотрудник Мемориального музея.

Всего просмотров: 216