Шипов Алексей Кириллович

Родился 20 ноября 1920 года в д. Телимерки ныне Теньгушевского района Республики Мордовия. В 1928 Алексей Шипов поступил на обучение в неполную среднюю школу д. Красный Яр (между населенными пунктами примерно 700 м). В 1932 году семья Шиповых вслед за отцом переехала в город Москва, где Алексей проходил обучение в 4-й неполной средней школы. Однако, уже в 1933 году семья вновь переезжает в Телимерки, а Алексей поступает в неполную среднюю школу районного центра села Теньгушево и заканчивает семиклассное обучение в 1936 году. 

В декабре 1936 года А.К. Шипов переехал в город Москва, где поступил в школу ФЗУ при заводе № 230 (ныне Казанский завод «Электроприбор») Наркомата авиационной промышленности (далее НКАП – авт.). После обучения в школе ФЗУ в январе 1938 года устраивается на работу токарем на 2-й Автомеханический завод г. Москвы.

В июне 1939 года в связи переездом своего отца в город Химки А.К. Шипов устраивается токарем на завод № 301 (ныне Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина) НКАП. Одновременно с работой до декабря 1940 года проходил обучение в аэроклубе Свердловского района города Москвы.  

31 декабря 1940 года А.К. Шипов добровольно через Свердловский РВК г. Москва вступил в ряды РККА и направлен на обучение в Борисоглебскую школу военных лётчиков им. Чкалова. 23 февраля 1941 года он принял воинскую присягу. После окончания обучения в июле 1942 года в звании сержанта А.К. Шипов был направлен для дополнительной подготовки во 2-й запасной авиаполк Московского Военного Округа. 6 октября 1942 года сержант А.К. Шипов направлен на должность пилота в 297-й иап, где прошел переобучение на истребитель ЛА-5. 25 декабря 1942 года он получил воинское звание старший сержант.

Вместе с 297-м иап старший сержант А.К. Шипов прибыл на фронт 3 февраля 1943 года, где первоначально летчики полка проходили боевую подготовку. 30 апреля 1943 года летчику А.К. Шипову присвоено звание младшего лейтенанта, и он участвует в боевых вылетах над участком обороны Брянского, а затем Центрального и Воронежского фронтов.

Отважный подвиг совершил тов. Шипов 6 августа 1943 года. Прикрывая наземные войска в районе Белгорода, тов. Шипов увидел дерущегося одного Ла-5 с 4-мя Ме-109. Он немедленно поспешил на выручку своему товарищу. В завязавшемся воздушном бою сбил одного Ме-109, но подоспевшими еще двумя Ме-109 был сбит и сам. Предположительно он был сбит немецким асом, командиром 6-й эскадрильи II группы JG 52 старшим лейтенантом Гейнцем Шмидтом (Heinz Schmidt), который претендовал в 13,07 по московскому времени (в 11,07 по берлинскому времени) на подбитый советский ЛАГГ-5, который совершил вынужденную посадку в квадрате 61581 (юго-восточная окраина Казачья Лопань). Для немецкого аса это была 143 победа в воздушном бою, но почти через месяц, 5 сентября 1943 года, кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями старший лейтенант Гейнц Шмидт погиб в воздушном бою, сбитый в схватке «один на один» командиром 737-го иап подполковником Н.И. Варчуком.

В дальнейшем сам А.К. Шипов вспоминал обстоятельства воздушного боя 6 августа 1943 года следующим образом: при ведении воздушного боя я вместе со своим напарником (младший лейтенант В.И. Лобов пропал без вести 6 августа 1943 года – авт.) оказался в неравных условиях с противником. Во время воздушного боя я был ранен в руки и голову и у меня был выведен из строя мотор. Будучи ранен и с неработающим мотором, я был вынужден идти на посадку на территории, занятой противником около жор. станции Казачья Лопань, севернее г. Харькова 35 км. При посадке в после с убранными шасси, я попал в траншею, где получил добавочное (шестое!!! – авт.) ранение в голову в области лба (ударился о приборную доску – авт.) и в бессознательном состоянии был взят в плен и отправлен в гор. Харьков. Где находился в госпитале для военнопленных и придя в сознание я из госпиталя сбежал 10 августа 1943 г., после чего скрывался в г. Харьков по ул. Карла-Маркса дом № 6 у гр. Буракова Семена Яковлевича до прихода наших войск, т.е. до 23 августа 1943 г. и после чего вернулся в свою часть (в 297-й иап – авт.).  

До 13 октября 1943 года младший лейтенант А.К. Шипов произвел 50 боевых вылетов в составе 297-го иап, из которых 18 на разведку противника, 10 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 10 и 22 на прикрытие наземных войск. 20 октября 1943 года приказом 302-го иад летчик 297-го иап младший лейтенант А.К. Шипов был награжден орденом «Красная Звезда».

В январе 1944 года младший лейтенант А.К. Шипов прошел специальную проверку, а затем в феврале медкомиссию по состояния здоровья. 14 марта 1944 года он был назначен старшим летчиком, а 29 мая – командиром звена 297-го иап.

5 июня 1944 года А.К. Шипов получил очередное воинское звание лейтенант, а 8 июня в воздушном бою лично сбил немецкий истребитель ФВ-190 в районе южнее Ларга, получив легкое ранение в ногу. За боевые успехи 2 июля 1944 года 297-й иап был преобразован в 179-й гвиап. Через полтора месяца командир звена 179-го гвиап гвардии лейтенант А.К. Шипов отметил высокое звание гвардейца сбитым немецким самолетом: 22.8.1944, прикрывая наземные войска в районе Паду-Илоаэй, он заметил приближающуюся группу самолетов противника. 6 Юнкерсов-87 в сопровождении 6 ФВ-190 шли бомбить наши наземные войска. тов. Шипов первым врезался в строй «Юнкерсов» и сбил ведущего группы. Немецкий самолет упал в районе южнее Валя Урсулуй.

К 12 сентября 1944 года командир звена 179-го гвиап гвардии лейтенант А.К. Шипов совершил с момента награждения орденом «Красная Звезда» еще 30 боевых вылетов, из них 20 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 9 на прикрытие наземных войск и 1 на «свободную охоту». Провел за указанный период 6 воздушных боев, в которых сбил два немецких самолета – 1 Ю-87 и 1 ФВ-190. 10 октября 1944 года приказом 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса гвардии лейтенант А.К. Шипов был награжден орденом «Отечественная война II степени».

Но еще до выхода приказа о награждении, 23 сентября 1944 года гвардии лейтенант А.К. Шипов еще раз отличился: 25.9.44 (так указана дата в наградном листе – авт.) в составе 6 Ла-5 вел воздушный бой с самолетами противника 18 Ю-88 прикрываемых 9 Ме-109. В этом бою он проявил исключительную взаимную выручку и лично сбил 1 Ме-109. Немецкий самолет упал в районе Мечешти.

Пятый и последний немецкий самолет, ФВ-190, гвардии лейтенант А.К. Шипов сбил лично 20 февраля 1945 года в районе южнее Барт. При этом 29 марта 1945 года он получил воинское звание – гвардии старший лейтенант. С 12 сентября 1944 года по 20 мая 1945 года им было совершено 86 боевых вылетов, из них 21 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 38 на прикрытие наземных войск, 18 на разведку войск противника, 5 на «свободную охоту» и 4 на штурмовку войск противника. 6 июня 1945 года приказом 5-й Воздушной Армии гвардии старший лейтенант А.К. Шипов был награжден орденом «Красное Знамя».

Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии старший лейтенант А.К. Шипов совершил 131 боевых вылета и лично сбил 5 немецких самолетов. Также он в составе полка участвовал в войне с Японией.

10 марта 1946 года старший лейтенант А.К. Шипов был назначен командиром звена связи в управление 14-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (утвержден в должности 15 апреля), но через некоторое время, в 1947 году был возвращен в 179-й гвиап на должность старшего летчика.

20 января 1949 года А.К. Шипов был уволен в запас и в марте 1949 года переехал в город Бабушкин Мытищинского района Московской области. В дальнейшем работал лётчиком-инструктором и командиром парашютного звена в Серпуховском аэроклубе (1949 – 1955), диспетчером полётами гражданской авиации в Магадане (1955 – 1965), на острове Диксон (1965 – 1967), в Волгограде (1968 – 1971), Москве (аэропорт Внуково, 1971 – 1975), пос. Чокурдах Якутской АССР (1975). Ушел из жизни 22 декабря 1994 года и похоронен в селе Царёво Пушкинского района Московской области. 

 

Источники:

  1. Копии с личного дела А.К. Шипова, предоставленные родственниками.
  2. ОЭБД «ПамятьНарода». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru (Дата обращения 24.11.2021).
  3. Быков, Михаил Юрьевич. Все асы Сталина, 1936-1953 [Текст]: [справочное издание] / Михаил Быков. - Москва: Яуза, 2014. – 1390 с.
  4. Учетные карточки и регистрационные бланки А.К. Шипова из Российского государственного архива социально-политической истории (г. Москва).
  5. Красные Соколы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://airaces.narod.ru (Дата обращения 24.11.2021).
  6. Советские летчики-истребители 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovpilots.ru (Дата обращения 24.11.2021).
  7. Советские асы 1936-1953 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soviet-aces-1936-53.ru (Дата обращения 24.11.2021).
  8. Авиаторы Второй мировой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allaces.ru (Дата обращения 24.11.2021).

 

Всего просмотров: 86