В центре столицы Республики Мордовия, в городе Саранске, на площади Победы воздвигнуто монументальное здание Мемориального музея военного и трудового подвига 1941- 1945 годов. Оригинальное по архитектурному решению, оно органично вписалось в мемориальный комплекс.
Основателем и первым директором музея был Алексей Михайлович Мамаев - ветеран Великой Отечественной войны, инженер-механик по образованию, руководитель производства высокого уровня, изобретатель СССР, патриот по духу. Он увлекался философией, классической литературой и поэзией, прекрасно знал историю своего Отечества.
Алексей Михайлович прошел тяжелый солдатский путь. После окончания Мурманской артиллерийской школы участвовал в боях под Ельней, Вязьмой, Оршей, форсировал Днепр, командовал минометным, затем орудийным расчетом, дважды был ранен, контужен, награжден боевыми орденами и медалями. Поднявшись в атаку на линии фронта в суровые военные годы, он был в сражении по складу своего характера все семьдесят лет жизни.
Вернувшись с войны, трудился на производстве и учился: окончил сначала техникум, затем Томский политехнический институт, работал на руководящих должностях на крупных заводах страны, принимал участие в возведении Волжского автозавода в городе Тольятти, б лет трудился на заводе автосамосвалов и 25 лет - на заводе «Электровыпрямитель» в городе Саранске. Главные качества Алексея Михайловича - принципиальность, справедливость, неукротимая энергия и инициатива. Мысль об увековечении памяти о павших в годы Великой Отечественной войны владела Алексеем Михайловичем давно.
Его, бывшего фронтовика, волновала героическая и трагическая статистика. Небольшая по численности Мордовия (1 187 166 человек по переписи населения 1939 года) дала фронту около 241 тысячи воинов, более 132 тысяч не вернулось с полей сражений. 104 фронтовика были удостоены звания Героя Советского Союза (в их числе уроженцы Мордовии и люди, жизнь которых тесно связана с нашим краем), 23 человека стали полными кавалерами ордена Славы.
Идея организации музея возникла у А. М. Мамаева еще в 1985 году, в начале сложных перестроечных процессов в СССР. Алексей Михайлович понимал, что когда в стране происходят коренные перемены - изменение общественно-политического строя, территориальное разделение государства, переоценка духовных ценностей, - наиболее верный путь - обратиться к великому прошлому, которое способно консолидировать разные социальные группы общества.          
Зародилась надежда: храм Христа Спасителя был построен на народные средства, на земле Мордовии тоже немало патриотов и отзывчивых людей. Алексей Михайлович подготовил предварительные эскизы, смету, начал организационную работу. Многие должностные лица не поддержали его начинание, ссылаясь на сложную экономическую обстановку того времени.
Не было денег, строительных материалов, рабочего проекта здания и фондов музея. Активная работа с правительственными организациями МАССР, РСФСР и СССР привела к конкретным результатам. Председатель Совета Министров Российской Федерации В. И.  Воротников одобрил идею строительства музея на народные средства. 
Осенью 1986 года были приняты постановления Совета Министров  СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и Министерства культуры СССР о создании музея боевой славы в городе Саранске  Мордовской АССР.           
Началась кампания по сбору средств на строительство здания музея. Первый взнос в декабре 1986 года в размере 500 рублей сделал сам А. М. Мамаев. В тот период бывшего фронтовика-энтузиаста часто можно было видеть на собраниях трудовых коллективов заводов, организаций и учреждений. По его предложению президиум Саранского городского совета ветеранов войны и труда обратился за помощью к участникам войны, гражданам Мордовии через газету «Советская Мордовия», радио, телевидение. На счет музея стали поступать средства (смотрите список граждан, вложивших личные сбережения в сооружение мемориального музея). Житель Саранска Н. В. Ульянов внес 1 560 рублей. С 1986 по 1991 год в фонд строительства от отдельных граждан, общественных организаций и предприятий Саранска и республики поступило более 1 миллиона 290 тысяч рублей.
Большую помощь оказали производственные объединения «Электровыпрямитель», «Резинотехника», «Светотехника», кабельный завод, которые перечислили на спецсчет по 300-500 тысяч рублей. Активно помогали строительству «Станкостроитель», «Сарэкс», завод автосамосвалов, «Мордовцемент», ЗАО «Ельниковская ДСПМК» и многие другие производственные коллективы Мордовии. В течение последующих девяти лет инициатива А. М. Мамаева находила понимание широкой общественности страны. Помощь была получена от флагманов отечественной промышленности ПО «КамАЗ», ПО «АвтоГАЗ», ПО «ЗИЛ», ПО «АвтоУАЗ», ПО «Череповецкий металлургический комбинат», кирпичного завода «Красный Выборжец», ПО «Мосметаллоконструкция» (г. Видное), ОАО «Славич» (г. Переяславль-Залесский).           
Активно работали по сбору денежных средств многие ветеранские организации городов и районов республики и Мордовское отделение Фонда мира. Финансовые средства на строительство музея были выделены из федерального бюджета и бюджета МАССР. Денежная помощь поступала от предприятий Нижнего Новгорода, Ижевска, Чебоксар, Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Екатеринбурга, Украины, Белоруссии, Казахстана. Важнейшим этапом стала разработка проекта. А. М. Мамаев обратился со своими предложениями в Главное архитектурно-планировочное управление города Москвы, затем провел согласование в Союзе архитекторов Российской Федерации у председателя правления А. Г. Рогачева. Разработка индивидуального проекта музея была поручена «Мосархпроекту».   
Из 12 эскизных вариантов отличался оригинальностью и выразительностью проект московских архитекторов А. Костина и Р. Кананина. Они предложили создать монументальное современное здание, которое не повторяло бы архитектуру аналогичных музеев в других городах и совмещало национальный колорит с элементами храмового зодчества. По всему фасаду здания проходит шестиметровый пояс, конфигурацией напоминающий контуры границ Республики Мордовия.           
Полированные гранитные плиты собраны в черные и оранжевые полосы - своеобразную Георгиевскую ленту - символ российской воинской доблести и славы. Главная кровля здания стилизована под женский национальный головной убор - кокошник. Для отделки входной группы, парапетов ограждения и экспозиционных залов применены серый, красный, черный гранит и мрамор. Проект был утвержден на градостроительном совете при главном архитекторе города Саранска и принят к исполнению. Подрядчиком был определен трест «Саранскгражданстрой». В Совете Министров республики была создана комиссия по выбору места под здание. В ее выездном заседании принял участие первый секретарь областного комитета партии А. И. Березин.           
После тщательного обсуждения здание музея было решено воздвигнуть рядом со зданием городского Совета народных депутатов - на площади Победы. 15 сентября 1986 года был заложен первый камень в фундамент музея. Однако высокие темпы строительства были утеряны в 1991-1993 годах в связи с инфляцией, дефицитом и удорожанием строительных материалов.
А. М. Мамаев активно ищет пути вывода строительства из долгостроя, обеспечения его материальными и финансовыми ресурсами. В Москве он получает поддержку у министра черной металлургии С. В. Колпакова. 115 тонн арматурной стали и гранит доставляют с Череповецкого металлургического комбината. Понимая сложность обстановки, А. М. Мамаев принимает на себя функции заказчика-застройщика, параллельно создает дирекцию строящегося музея, подбирает профессиональный коллектив. Из краеведческого музея были приглашены квалифицированные кадры: 3. Ф. Морозкина, Г. В. Ранцева, И. В. Новичкова.             Формируется состав функциональных отделов. Занимаясь строительством, А. М. Мамаев одновременно комплектует фонды, решает вопросы по передаче музею Художественно-производственным объединением им. Е. В. Вучетича и студией М. Б. Грекова 26 скульптур, 45 художественных полотен, 97 произведений графики, обеспечивает поставку боевой техники и артиллерийского вооружения (танка Т-54, боевой машины пехоты, пушек, гаубицы и зенитной установки М-1) для наружной экспозиции - музея под открытым небом.
По просьбе Алексея Михайловича после трагической гибели маршала СССР С. Ф. Ахромеева его семья передала в музей личные вещи Сергея Федоровича: китель, фуражку, документы и фотографии. Усиливающаяся инфляция вновь тормозит строительство. Коллектив музея поддерживает идею директора о проведении телемарафона «Над памятью время не властно», посвященного 47-й годовщине Победы, в ходе которого в фонд музея поступило более 1 миллиона 280 тысяч рублей. Не с нуля начали исследовательскую работу научные сотрудники мемориального музея. Они продолжили и обобщили многолетнюю деятельность краеведов, знатоков и ценителей отечественной истории. Военный комиссариат Республики Мордовия передал из своего музея около 500 экспонатов.
По инициативе А. М. Мамаева решением Саранского городского совета ветеранов войны и труда была создана комиссия по комплектованию фондов и устройству экспозиции музея. Председателем комиссии был избран активист ветеранского движения заслуженный работник культуры Мордовской АССР В. П. Бочкарев, заместителем - С. П. Кабаева. Благодаря их активной работе были собраны первые экспонаты. Большой вклад в создание фонда внесли городские, районные и республиканские организации ветеранов войны и труда.
Основой коллекции по партизанскому движению послужили материалы, переданные участником партизанского движения в Белоруссии, организатором музея партизанской славы школы № 19 города Саранска С. Н. Леонтьевым и руководителем музея Э. М. Черняковой. Педагогический коллектив Саранского электромеханического техникума передал в музей личные вещи ветеранов 326-й Рославльской краснознаменной стрелковой дивизии. Копии документов и фотографии бойцов дивизии получены из Мордовского республиканского общественного краеведческого музея. Несколько картин мордовских художников на тему Великой Отечественной войны передал из своих фондов Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Большое количество материалов о наших земляках - полных кавалерах ордена Славы, Героях Советского Союза, военачальниках было получено из Центра документации новейшей истории Республики Мордовия.
Дружеские отношения связывали А. М. Мамаева с Героем Советского Союза заслуженным военным летчиком России генерал-полковником Н. Т. Антошкиным, который передал музею реликвии,найденные при раскопках в местах боевых действий во время Великой Отечественной войны: мины, гильзы, оплавленные части орудий и элементы самолетов. А. М. Мамаевым параллельно со строительством ведется активная работа по организации хозрасчетного участка.
Безвозмездно выделяются машины КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ. Приобретение микроавтобуса позволило организовать десятки экспедиций по сбору материалов в районы республики, собрать тысячи экспонатов. Фонды музея заметно пополнились подлинными документами, фотографиями, боевыми наградами и вещами участников Великой Отечественной войны. В годы возведения комплекса коллектив научных сотрудников по инициативе директора музея активно занимался выставочной работой. За период строительства было организовано 50 выставок картин, фотографий и других материалов о войне в школах города Саранска, в городах и районах Мордовии, которые посетили более 100 тысяч человек.
Широкий общественный резонанс получили выставки «Их не забудут в веках» и «Нюрнберг. Фашизм на скамье подсудимых», которые экспонировались в общественно-политическом центре Саранска, в Рузаевке и поселке Комсомольский. Была организована передвижная выставка о 326-й Рославльской краснознаменной стрелковой дивизии.  Все выставки пользовались большим успехом среди коллективов учащихся средних учебных заведений и у призывников республики.
Когда фондового материала накопилось достаточно, А. М. Мамаев с присущей ему энергией и эрудицией организует работу по формированию тематико-экспозиционного плана и построению экспозиции, принимает координирующие решения, проводит согласования в соответствующих инстанциях и ведущих профессиональных коллективах.
Авторами проекта художественного оформления экспозиции являются специалист по декоративному искусству художник И. П. Щанкин - выпускник Московского художественно-промышленного института и художник-дизайнер А. П. Митрофанов, который получил образование в Харьковском художественно-промышленном институте. Учитывая крайне сжатые сроки создания экспозиции, А. М. Мамаев набирает в помощь авторам группу художников-исполнителей. Все они - наши земляки.
Это художники-оформители Р. 3. Бикбулатов, А. В. Пичуричкин, Н. И. Сеськин, художник декоративно-прикладного искусства 0. П. Житаева. Авторам-проектировщикам и художникам-исполнителям помогали сотрудники музея: Г. В. Ранцева - заместитель директора по научной работе, И. В. Новичкова - главный хранитель, 3. Ф. Морозкина - заведующий экспозиционным отделом, научные сотрудники Т. П. Футанова, И. Г. Тюрина, Ю. М. Тезяева, Л. С. Сандина, С. А. Телина, Н. Б. Муравьева, Е. А. Макеева, Н. В. Фадеева, В. С. Шведкова, Т. Г. Федашова, Т. В. Яковлева и другие. Совместно с художниками они настойчиво искали оптимальные решения, стараясь воплотить их в содержание экспозиции.             
В 1994 году строительство музея вступило в завершающую стадию. Правительство республики установило систематический контроль за ходом работ, что оживило возведение музея. Координировали всю работу Председатель Правительства РМ В. Н. Швецов, его заместители В. Д. Сироткин и П. И. Автаев, министр культуры РМ Ю. Ф. Юшкин, министр архитектуры и строительства РМ А. П. Матюшкин, заведующий социально-экономическим отделом Верховного Совета РМ Н. С. Крутов, глава Администрации города Саранска Ю. И. Рыбин, его заместитель С. Г. Калашников, заведующий отделом культуры Администрации города Саранска А. Ф. Костерин, ведущие специалисты музеев - Л. Т. Артамошкина и М. И. Сурина. Помогали музею участники Великой Отечественной войны, представители военкоматов, население республики. б мая 1995 года жители Саранска, собравшиеся на митинг на площади Победы, с гордостью и вдохновением восприняли открытие Мемориального музея военного и трудового подвига 1941- 1945 годов.
В торжественной обстановке генеральным директором ОАО «Саранскгражданстрой» А. И. Руженковым был передан символический ключ от музея его первому директору и творцу А. М. Мамаеву. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников ОАО «Саранскгражданстрой» под руководством начальника 3-го строительного управления В. П. Палаева, старшего прораба А. А. Стрельцова, мастера Е. А. Васильева подарил городу великолепный объект культуры, который стал важным духовным центром Мордовии.
Благодаря людям, трепетно относящимся к истории Отечества, неукротимой энергии и целеустремленности основателя и первого директора музея А.М. Мамаева воздвигнут храм памяти народного подвига. Создатели музея воздали должное легендарному поколению, которое, не щадя жизни, защитило страну от вражеского нашествия, спасло мир от гитлеровского рабства. Мемориальный музей в Мордовии создавался одновременно с Мемориалом Победы в Москве на Поклонной горе (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов).
Оба мемориала открыты к 50-летию Великой Победы над фашистской Германией. В сентябре 1995 года скоропостижно скончался А. М. Мамаев. По инициативе главы города Саранска Ю. И. Рыбина директором музея был назначен сын Алексея Михайловича - Александр Алексеевич Мамаев - инженер-механик по образованию, конструктор по авиационным двигателям, заместитель технического директора ОАО «Станкостроитель». С его приходом была сохранена динамика развития музея. Завершено строительство его второй очереди - зала «Преемственность поколений» по проекту руководителя отдела комплексного проектирования института «Мордовгражданпроект» Е. Н. Филимонова. Разработанный проект был согласован с авторами проекта музея А. Костиным и Р. Кананиным. Параллельно с основной деятельностью музея - пропагандой историко-патриотического наследия - вновь началось капитальное строительство.            
Генеральным подрядчиком была определена ПСХК «Саранскстройзаказчик» (президент компании А. И. Меркушкин, директор СМУ «Жилгражданреконструкция» И. А. Нечаев). Контроль за ходом строительства второй очереди музея со стороны Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина, Председателя Правительства РМ В. Д. Волкова, Председателя Государственного Собрания РМ В. А. Кечкина и постоянное внимание в решении оперативных вопросов заместителя Председателя Правительства РМ А. М. Пыкова помогли завершить создание зала «Преемственность поколений» к 6 мая 2000 года. В 2003 году Глава РМ Н. И. Меркушкин, Государственное Собрание республики и Администрация города Саранска принимают решение о коренной реконструкции архитектурного комплекса на площади Победы. В музее выполнен большой объем работ по обновлению фасадов, кровли и парапетов. Главные его стены выразительно облицованы новыми плитами из натурального полированного гранита по перспективной технологии типа «вентилируемого фасада». В залах созданы три новые экспозиции: «Галерея Героев», «Преемственность поколений», «Оружие Победы». 
Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941- 1945 годов является одной из главных составляющих мемориального комплекса на площади Победы, который начинается с монумента, сооруженного к 25-летию окончания Великой Отечественной войны (авторы - народный художник СССР скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин). Работа удостоена золотой медали М. Б. Грекова.              
Монумент состоит из скульптурной композиции «Родина-мать» и центральной стелы. За ними воздвигнута полукольцом колоннада с пилонами Памяти. На них фамилии жителей города Саранска, погибших в войне 1941-1945 годов. На фронтоне колоннады исторические слова, обращенные в будущее: «Подвигу твоему - слава. Имя твое бессмертно». Вечный огонь, привезенный с братского мемориального кладбища, освещает площадь. Между скульптурной композицией и музеем находится памятник воинам-интернационалистам, погибшим в послевоенное время в локальных войнах и вооруженных конфликтах (1946-2005 годы) (авторы - заслуженный художник РМ скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. А. Бродовский).              
В состав комплекса входит часовня святого благоверного великого князя Александра Невского, освященная в 2000 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием П. Мемориал дополняет Кафедральный собор в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Музей, его экспозиция и экспонаты - лучшее оружие против фальсификаторов истории, которые пытаются оболгать героический советский народ, принизить его патриотизм, волю к Победе. «Я искренне рад тому, - говорил Алексей Михайлович Мамаев, - что в наше очень непростое со всех точек зрения время, когда переоцениваются многие исторические ценности, наш музей будет наглядно, достойно и убедительно доносить до людей правду и только правду о той войне, о той Победе, о том "празднике со слезами на глазах", которые испытала наша великая Родина полвека назад. И мы приложим все силы и знания, чтобы воскресить и возвратить многие забытые страницы истории, открыть новые факты, цифры, сведения о войне, восстановить забытые или утраченные имена ее героев. Мы верим в высокое предназначение нашего музея.              
И слова "Никто не забыт, ничто не забыто" обязательно приобретут в нем истинное звучание и содержание». Экспозиция Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов увековечивает память о минувшей войне, воскрешает героическую быль о наших соотечественниках.              
Осмотр начинается с зала Славы, где на мозаичном панно в аллегорической форме рассказывается, как в тылу и на фронте ковалась Победа. Лестница ведет вверх, в зал «Огненные фронтовые дороги», где размещена основная экспозиция.             
В представленных материалах раскрываются важнейшие периоды Великой Отечественной войны: от вероломного вторжения гитлеровских войск до берлинского сражения и разгрома Квантунской армии.            
В музее имеется зал полководцев. В нем можно познакомиться с портретами великих военных деятелей с XIII по XX век, добывших славу русскому оружию. В четвертом зале «Преемственность поколений» закладывается новая история: о службе воинов-земляков в послевоенный период, о шефских связях с Черноморским, Балтийским и Северным флотами и предпризывной подготовке молодежи. Представив наш музей, мы приглашаем совершить экскурсию по его залам, познакомиться с экспозицией

Всего просмотров: 1080